ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2016года
Административные споры

Перевозчику вменяют перевес груза. Какие доказательства помогут избежать штрафа

Ольга Николаевна Назарчук, юрист Ассоциации «Адвокатское бюро Санкт-Петербурга “Юсланд"»

При перевозке тяжеловесного груза госавтоинспекторы часто привлекают водителей к ответственности за превышение весовых параметров. При этом нередко инспекторы сами нарушают процедуры взвешивания транспортного средства и оформления документов о нарушении. В таких случаях у перевозчика есть все шансы доказать свою правоту в суде.

Отсутствие в акте результатов взвешивания ТС в статическом режиме делает его недопустимым доказательством

На практике часто встречается следующая ситуация. Инспектор Госавтоинспекции останавливает транспортное средство и сообщает о превышении допустимых весовых параметров. Выявленные нарушения фиксируют в акте, а водителя привлекают к ответственности по ст. 12.21 КоАП РФ. По факту выявленного перегруза Управление автодороги рассчитывает оплату за провоз тяжеловесного груза, после чего владелец транспортного средства получает требование о возмещении вреда. Если владелец в добровольном порядке не удовлетворит требования Управления об оплате причиненного ущерба, то оно обращается в суд с аналогичным требованием.

Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу, что указанные требования Управления автодороги не всегда безусловны и подлежат удовлетворению. Отказывая в требовании возместить вред, который транспортные средства причинили автомобильным дорогам, суд обращает внимание на следующие обстоятельства.

Является ли допустимым доказательством акт, отражающий факт перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования с превышением предельных значений осевой массы транспортного средства и осевых нагрузок.

В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый, неделимый), спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам (дорогам регионального, межмуниципального, местного значения); полная масса транспортного средства (допустимая и фактическая); расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии)). Акт подписывается должностным лицом, взвесившим транспортное средство, составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства (приказ Минтранса России от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств»).

Сроки и последовательность действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при весовом контроле автотранспортных средств российских перевозчиков установлены приказом Минтранса России от 21.07.2011 № 193 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки» (далее — Административный регламент).

Транспортные средства взвешиваются по инициативе перевозчика, либо инспектора Госавтоинспекции, если транспортное средство превышает допустимые весовые параметры, установленные с помощью системы весового контроля для динамического взвешивания на подъезде к стационарному контрольному пункту (п. 19 Административного регламента).

Должностное лицо проверяет весовые параметры транспортного средства: полную массу и нагрузку на ось (п. 20 Административного регламента). Весовые параметры проверяют на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме. При этом, как правило, указанные в акте показания весов фиксируются при движении.

Отсутствие в акте результатов взвешивания транспортного средства в статическом режиме делает такой акт недопустимым доказательством. В связи с этим суд в таких случаях отказывает в удовлетворении требований Управления автодороги о возмещении заявленного ущерба (постановление 13ААС от 29.01.2015 по делу № А56-30565/2014, решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2016 по делу № А56-87341/2015).

Если весы предназначены для динамического взвешивания ТС, они, скорее всего, покажут перевес

При рассмотрении дела о перевесе груза суд также примет во внимание тот факт, предназначены ли используемые инспектором весы для взвешивания транспортного средства в статическом режиме. Дело в том, что при взвешивании в динамике весы часто показывают ошибочный перевес. Это обусловлено особенностью конструкции весов.

Обычно транспортные средства взвешивают с помощью весов модели «ВА- Д». Они предназначены для определения нагрузки, создаваемой осью движущегося транспортного средства на дорожное полотно с последующим вычислением веса движущегося транспортного средства (п. 3.2. Руководства по эксплуатации и паспорт к весам «ВА-Д-20»).

Весы имеют следующую конструкцию: металлическая пластина, с внутренней стороны которой наклеены тензодатчики. Когда автомобиль накатывается на пластину, она прогибается, тензодатчики растягиваются и выдают на компьютер изменение сигнала. При этом когда автомобиль наезжает передними колесами на пластину, та деформируется, и автомобиль начинает раскачиваться. Это колебание передается дальше, и вторая ось получает уже динамическую нагрузку, а не статическую. В связи с этим образуется перевес, то есть чем больше скорость движения автомобиля по весам, тем больше снимается нагрузка с передней оси и нагружается задняя ось. Происходит провоцирование раскачивания автомашины, и весы показывают больший вес, поскольку в статике вес всегда меньше, чем в динамике.

Кроме того, при рассмотрении дела важно обратить внимание суда на достоверность следующих данных в акте: масса и габариты транспортного средства, принадлежность фотографии на акте спорному транспортному средству, место проведения контроля, маршрут движения и пройденного расстояния.

Недостоверность указанных в акте сведений ставит под сомнение его допустимость и относимость как доказательства факта перегруза и, как следствие, причинения ущерба автомобильным дорогам. Такой акт должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство, допустившее нарушение по перевозке тяжеловесных грузов. В противном случае акт не будет свидетельствовать о нарушении именно указанным транспортным средством.

Сопоставив представленные в акте сведения относительно массы перевозимого груза и технические характеристики самого транспортного средства путем несложного арифметического действия, можно выявить недостоверные данные.

Рассмотрим такой пример: по техническим характеристикам транспортное средство представленной в акте модели имеет вес без груза 7,5 т. Предельно допустимая масса — 18 т. Допустимые нагрузки на каждую ось — 7,1/11,5 т соответственно. Согласно представленной Управлением в качестве приложения к требованию о возмещении ущерба товарно-транспортной накладной (копии транспортных документов, находящихся у водителя в момент выявления нарушения транспортным средством весовых параметров, поступают в распоряжение Управления и Гоавтоинспекции) провозимый водителем груз составил 448,8 кг. При этом в акте была указана масса в 20,94 т, что является недостоверной информацией.

Таким образом, максимальная масса транспортного средства в момент взвешивания фактически не могла составлять более 8 т. Как следствие, перегруз отсутствовал, а данное транспортное средство не являлось тяжеловесным грузом и не нуждалось в специальном разрешении на перевозку. В связи с этим указанный в акте вес в 20,94 т явно не мог относиться к данному автомобилю.

Проверка подобных данных также может послужить дополнительным основанием для признания акта недопустимым доказательством (решение АС Костромской области от 29.10.2014 по делу № А31-8209/2014, постановление 3ААС от 17.06.2015 по делу № А74-8007/2014).

При перевозке тяжеловесных грузов важно проверить временные ограничения, введенные Росавтодором

В более сложные из-за погодных условий сезоны, как, например, весной или в период неблагоприятных природно-климатических условий, повышенной интенсивности движения транспортных средств, могут действовать временные ограничения движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси на определенных участках автодорог. Приказом Минтранса России от 12.08.2011 № 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее — Приказ Минтраса № 211). О введении подобных ограничений Федеральное дорожное агентство уведомляет через свой официальный сайт (http:// rosavtodor.ru). Подобные ограничения сопровождаются уменьшением предельных показателей по массе и оси.

Пункт 20 Приказа Минтранса № 211 устанавливает случаи, когда временные ограничения не распространяются на перевозку отдельных категорий грузов (например, пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, топлива, семенного фонда, удобрений, почтовых грузов).

На тенденции правоприменительной практики по делам о возмещении ущерба автомобильным дорогам общего пользования обращал внимание судья Арбитражного суда Красноярского края Р. А. Ражков, говоря о росте судебных актов в пользу Управления. Однако в отсутствие единого обзора судебной практики, разъяснений Пленума Верховного суда РФ по данным категориям дел подобные споры носят индивидуальный характер. В связи с этим представленные владельцами транспортного средства доводы относительно недопустимости акта по результатам взвешивания применяются судом к каждому случаю по-новому.

Между тем имеется судебная практика, выводы которой указывают, что в случае существенных недостатков при составлении акта весового контроля в удовлетворении требований Управления будет отказано.

К подобным недостаткам относятся: