ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2023года
Бизнес
Корпоративные споры

Компания с иностранным участием. Как ликвидировать бизнес

Кирилл Евстифеев, помощник юриста юридической фирмы Lidings

Количество компаний, ликвидированных за первые три квартала 2023 года, сопоставимо с показателем за тот же период 2022 года.

Сфевраля 2022 года не каждый российский бизнес сумел адаптироваться к нынешним экономическим и политическим реалиям, в связи с чем компании прибегают к добровольной ликвидации. Но если в организации есть иностранные участники, это существенно затруднит ликвидацию из-за логистических проблем и прямых запретов государства на сотрудничество с лицами из недружественных стран.

Принять решение о ликвидации юридического лица и уведомить налоговый орган

Участники юридического лица обязаны уведомить регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). При этом российские подразделения иностранных компаний зачастую являются частью большой международной корпоративной структуры, что увеличивает сроки согласования.

Логистические проблемы. Если решение о ликвидации компании принимается и подписывается в другой стране, то оригинал такого документа необходимо отправить в Россию, перевести на русский язык и подать в регистрирующий орган. Это сложно сделать за три дня. В данной ситуации участникам лучше передать полномочия на подписание такого документа топ-менеджменту или юристам в России. Если участники примут решение, что документы о ликвидации будут подписывать представители по доверенности, то при планировании сроков на ликвидацию стоит учитывать, что на отправку доверенности потребуется дополнительное время — вплоть до месяца, в зависимости от юрисдикции.

Отказ нотариусов от удостоверения подписи. Некоторые нотариусы отказывают в удостоверении подписи ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии на форме Р15016, если в компании есть участники из недружественных юрисдикций. Это связано с тем, что, согласно Указу Президента от 08.09.2022 № 618 и п. 5 Указа Президента от 15.10.2022 № 737 (далее — Указ Президента № 737), все сделки и операции с недружественными лицами, которые влекут за собой установление, изменение или прекращение у последних прав на доли и акции в уставных капиталах обществ, осуществляются только при наличии разрешения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее — Правительственная комиссия). Официальные разъяснения Минфина от 14.10.2022 № 1 уточняют перечень сделок и операций, которые подпадают под вышеуказанные ограничения. Ликвидация юридического лица там не упоминается, но включена общая формулировка «и другие сделки или операции». В отсутствие точечных разъяснений от Минфина или Федеральной нотариальной палаты нотариусы зачастую трактуют положения президентских указов расширительно, вплоть до необходимости получения разрешения Правительственной комиссии для смены генерального директора компании. В то же время в практике имеются и успешные случаи добровольной ликвидации компаний с недружественным иностранным участием без препятствий со стороны налогового органа, что заставляет участников увеличивать затраты и искать нотариусов, которые толкуют ограничения не так широко.

подп. «в» п. 7 ст. 7.1, абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ)

п. 1ст. 62 ГК;

приказ ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»

подп. «т» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ

Уведомить кредиторов и составить промежуточный ликвидационный баланс

Участники должны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации внести соответствующие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ)1. Также участникам следует уведомить кредиторов о предстоящей ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации», но законодательство не устанавливает срок, в течение которого нужно разместить данное уведомление2. Но именно с момента размещения уведомления в «Вестнике государственной регистрации» начинает течь двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов и последующего составления и регистрации промежуточного ликвидационного баланса. В случае неисполнения юридическим лицом такой обязанности допускается отказ в государственной регистрации ликвидации3. Судебная практика последовательно напоминает о необходимости соблюдения требования о двойном уведомлении кредиторов для успешной ликвидации юридического лица: в ЕФРСФДЮЛ и в «Вестнике государственной регистрации».


Примеры из практики.

1. Суд установил, что ликвидатор общества не внес сведения о ликвидации юридического лица в ЕФРСФДЮЛ как в течение трех рабочих дней с даты формирования ликвидационной комиссии, так и на дату внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица. При этом общество опубликовало сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации», но суды сочли это недостаточным для признания обязанности по уведомлению кредиторов исполненной4.

2. Ликвидатор получил отказ в регистрации ликвидации, в связи с чем обратился в суд с заявлением о продлении срока. Суд установил, что ФНС отказала в регистрации, потому что общество не опубликовало сведения о предстоящей ликвидации в «Вестнике государственной регистрации». Суд не стал продлевать срок ликвидации5.

Юридическое лицо вправе зарегистрировать промежуточный ликвидационный баланс, если прошел двухмесячный срок на предъявление требований кредиторов и в отношении юрлица нет исковых требований, а также налоговых и таможенных проверок6. Закон не предусматривает обязательную типовую форму промежуточного ликвидационного баланса, но можно использовать форму из письма ФНС от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@. Также закон не обязывает направлять в налоговый орган решение общества об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, однако в практике имеются случаи отказа в государственной регистрации на таком основании.

6 п. 2 ст. 62 ГК;

п. 4 ст. 20 Закона № 129-ФЗ

Основанием для отказа в регистрации ликвидации может быть проведение налоговой проверки в отношении ликвидируемого общества7 или выездной налоговой проверки в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, участником которой является ликвидируемое общество8.

Для удовлетворения требований кредитору надлежит обратиться к ликвидационной комиссии или ликвидатору юридического лица в двухмесячный срок. Если ликвидатор уклоняется от рассмотрения требования или отказывает, можно обратиться в суд. Если же кредитор не реализует это право, он теряет свой статус9. В таком случае кредитора нельзя включить в реестр, а его требование удовлетворению не подлежит. Также кредитор не вправе обязать ликвидатора включить свое требование в промежуточный ликвидационный баланс, потому что нет такого способа защиты10.

Подготовить окончательный ликвидационный баланс и распределить оставшееся имущество

После удовлетворения требований кредиторов из промежуточного ликвидационного баланса необходимо подать в налоговый орган окончательный ликвидационный баланс11. Эти документы должны отражать действительное имущественное положение ликвидируемого лица, в том числе требования к нему на основании решений суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидатором. Представление в налоговый орган для регистрации окончательного ликвидационного баланса с недостоверными сведениями служит основанием для отказа в регистрации ликвидации юридического лица12.

После удовлетворения требований кредиторов оставшееся имущество ликвидатор или ликвидационная комиссия распределяет между участниками. Но Указ Президента № 737 устанавливает ограничения на выплаты иностранным недружественным лицам при ликвидации компании: такие выплаты осуществляются согласно Указу Президента от 05.03.2022 № 95. Перечисление денежных средств иностранным участникам в данном случае должно производиться в рублях на счет типа С, операции по которому ограничены. Участники могут избежать перечисления оставшихся средств на данный счет, если получили разрешение Правительственной комиссии. Получение данного разрешения может увеличить предусмотренный годичный срок добровольной ликвидации. Тогда компании придется обращаться в суд, чтобы продлить срок13.

Долг общества перед участниками не препятствует ликвидации

Наличие требований участников к обществу не препятствует ликвидации компании, даже если соответствующая задолженность присутствует в бухгалтерской отчетности при подаче ликвидационного баланса в налоговый орган, а оборотные и внеоборотные активы общества отсутствуют. Так как денежные обязательства перед участниками должника вытекают из их корпоративного участия в обществе, они не учитываются для определения наличия признаков банкротства общества (подп. 1 п. 5.1 ст. 64 ГК), такая задолженность будет считаться погашенной (постановления АС Волго-Вятского округа от 06.04.2022 по делу № А28-1312/2021, АС Московского округа от 17.01.2023 по делу № А41-79546/2020, 9ААСот26.10.2020 по делу № А40-325274/2019).