ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2024года
Процесс
Доказательства

Претензию отправили по электронной почте или в мессенджере. Как доказать, что ответчик ее получил

Валентин Чунин, старший партнер юридической компании «Бубликов и партнеры»

Некоторые суды до сих пор настороженно относятся к заявлениям стороны о направлении претензии в мессенджере или по электронной почте. Несмотря на оперативность уведомления ответчика, возникают сложности в доказывании того факта, что переписка велась именно с ним и что вторая сторона прочитала сообщение.

Если суд сочтет подобное извещение сомнительным, то оставит исковое заявление без движения. Это затянет процесс, вынудит потратить денежные средства на отправку претензии обычной почтой. Также бывает важно доказать соблюдение претензионного порядка в спорах о пропуске срока исковой давности, так как направление претензии приостанавливает течение процессуального срока на подачу заявления.

Главное в статье СкрытьКогда претензию можно направить электронно

Верховный суд допускает направление обращения с помощью интернета, например по адресу электронной почты, в социальных сетях или мессенджерах, но заявитель должен соблюсти ряд условий (п. 13 постановления Пленума Верховного суда от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»). В связи с этим суд признает допустимым направление претензии ответчику по электронной почте или в мессенджере в одном из трех случаев.

1. Нормативно-правовой акт устанавливает такой порядок направления претензии.

2. Такой способ извещения стороны явно и недвусмысленно предусмотрели в договоре.

3. У сторон сложился деловой обычай переписываться в мессенджерах и по электронной почте.

Важно указать в претензии все значимые обстоятельства спорной ситуации, а в названии документа должно быть слово «претензия». Также запросите подтверждение доставки и получения претензии — автоматическое уведомление о доставке на электронную почту или специальное сообщение о прочтении.

Отправляя претензию в электронном виде, сохраните текст. Если пользуетесь мессенджерами, храните скриншоты переписки и другие подтверждения отправки сообщений. Суд может посчитать претензионный порядок несоблюденным, если из приложенного к исковому заявлению скриншота невозможно установить, что конкретно направлялось1.

Чтобы стороны могли отправлять друг другу документы через интернет, стоит указать этот способ обмена информацией в договоре. Согласно судебной практике, условие считается согласованным, если стороны договора предусмотрели электронный обмен документами и указали адреса электронной почты или контакты для других способов связи в договоре.

Также ответчик не может сослаться на то, что больше не пользуется электронной почтой. Ответчик возражал, что имейл-адрес, на которой истец направил претензию, уже неактуален. Сотрудники ответчика якобы сообщали об этом контрагенту по телефону. Однако суд отклонил этот довод, потому что ответчик не представил в материалы дела доказательств извещения другой стороны об изменении реквизитов2.

Пример из практики. Стороны заключили договор на оказание консультационных услуг и услуг по техническому сопровождению разработанной проектной документации. Заказчик не оплатил работу, поэтому исполнитель взыскал с него в суде 7,477 млн руб. В дальнейшем истец обратился в суд за взысканием неустойки в размере 373 тыс. руб. Истец направил претензию о выплате неустойки по электронной почте, однако ответчик заявил, что ничего не получал. Суд учел, что контрагенты обязались разрешать споры путем направления претензий по адресам, указанным в договоре. В том пункте, помимо прочего, значилась электронная почта, на которую истец и направил обращение ответчику3.

Иногда суды считают, что для согласования электронной переписки достаточно указать в договоре адреса электронной почты.

Пример из практики. Сторона направила претензию на электронный адрес, указанный в разделе соглашения «Адреса и банковские реквизиты сторон». Получатель настаивал, что это несоблюдение досудебного порядка, но две инстанции назвали данный довод формальным. Кроме прочего, они учли, что с тех же адресов стороны вели переписку, где обсуждали задолженность и порядок исполнения условий договора4.

Иногда договоры обязывают после отправки претензии по электронной почте направлять контрагенту оригинал. Но суд может признать претензионный порядок соблюденным даже без такого дублирования. Непредставление оригинала претензии не опровергает факта направления подрядчику претензии в порядке, предусмотренном договором5.

Главное в статье СкрытьЧто делать, если стороны не согласовали электронный документооборот

Если стороны не согласовали в договоре электронный документооборот, представьте доказательства того, что такой способ обмена информацией используется давно. Тогда можно будет сослаться на сложившийся обычай делового оборота.

Важно сохранить переписку, чтобы потом иметь шанс «легализовать» ее в суде. Суды учитывают тот факт, что должник участвовал в переписке с того адреса, на который ему потом направили претензию6.

Пример из практики. Истец представил в суд в качестве доказательства заверенные скриншоты переписки с ответчиком в мессенджере WhatsApp. Суды трех инстанций согласились, что доказательства подтверждают сложившуюся практику сторон обмениваться информацией в таком виде. Также в переписке ответчик сообщил, что получил претензию7.

Суд может счесть досудебный порядок соблюденным, если отправить претензию на адрес электронной почты, указанный на сайте должника.

Пример из практики. Стороны не заключали договор в виде отдельного документа: истец акцептовал оферту ответчика, опубликованную на сайте в интернете. На том же сайте был указан и адрес электронной почты. Истец направил туда претензию по качеству товара, в доказательство представил в суд скриншот. Суд согласился с тем фактом, что истец направил претензию, а также добавил, что ответчик сам указал этот имейл-адрес на сайте8.

Как доказать получение претензии контрагентом

Подтверждение доставки. Доказать получение претензии можно с помощью уведомления о прочтении или отчета о доставке, если претензия направляется по электронной почте или через специализированные платформы, такие как онлайн-сервисы для обращений в государственные органы или компании. Такие подтверждения содержат информацию о времени, дате отправки, адресате9.

Специализированные сервисы. Системы электронного документооборота дают возможность обмениваться документами с квалифицированной электронной подписью (КЭП). Она равнозначна подписи от руки и защищена от подделок. Использование таких систем может усилить ваши аргументы об отправке претензии. Но подобный порядок необходимо согласовать в договоре10.  

11 ст. 55, 60 ГПК;

ст. 64, 68 АПК

Иные доказательства. Сохраняйте все доказательства, которые помогут подтвердить отправку претензии. Это могут быть копии электронных писем или скриншоты страницы онлайн-платформы, через которую была отправлена претензия. Также можно сделать скриншоты уведомлений о доставке или отчетов. Распечатки необязательно заверять у нотариуса, это может сделать сам участник дела11.

Что делать, если письмо с претензией попало в спам

Указывая свой адрес электронной почты в договоре, лицо берет на себя ответственность получать письма, которые туда приходят. Участник оборота не сможет сослаться на то, что не получил письмо, поскольку оно попало в раздел «Спам».

Например, истец заявил, что не получил от ответчика уведомление о расторжении договора, потому что на его адрес электронной почты приходит много писем, а сообщения с адресов, не внесенных в базу данных контрагентов, автоматически помещаются в папку «Спам» и удаляются через 30 дней. Но суды отнеслись к данному аргументу скептически. Согласно договору, стороны согласились получать друг от друга СМС, сообщения в мессенджеры и по электронной почте. Попадание письма в спам не извиняет истца, поскольку он должен был организовать хранение важных извещений в электронном почтовом ящике (определение 8КСОЮ от 14.03.2023№ 88-5164/2023).

В другом деле участник дела представил нотариально заверенные скриншоты в попытке подтвердить, что письмо контрагента попало в спам. Но суд не принял это доказательство. Свою позицию суд аргументировал тем, что невозможно определить, сами ли письма попали в папки «Спам» или «Корзина» или же истец переместил их в указанные папки до посещения нотариуса (постановление 13ААС от 07.08.2022 по делу № А56-84423/2021).