ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2020года
Бизнес
Банкротство

Внесудебное банкротство граждан. Как работает процедура

Даниил Савченко, управляющий партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру», исполнительный директор Банкротного клуба

Поправки об упрощенном внесудебном банкротстве должны сделать процедуру более доступной и снизить нагрузку на арбитражные суды. За время рассмотрения проекта в него внесли существенные изменения. Рассмотрим итоговые положения закона.

Требования к гражданину-должнику

1. Общий размер обязательств должника должен составлять от 50 тыс. до 500 тыс. руб.

2. На дату подачи заявления в отношении должника должно быть окончено исполнительное производство в связи с отсутствием имущества, на которое можно обратить взыскание.

По сравнению с первоначальным законопроектом требования к заявителю представляются более щадящими. К примеру, изначально требовалось, чтобы гражданина признали безработным либо чтобы доход на каждого члена его семьи был ниже прожиточного минимума. Кроме того, должник не мог иметь неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в сфере экономики.

Вместе с тем как установленные размеры задолженности, так и требования к окончанию исполнительного производства в отношении должника существенно ограничивают потенциальный круг лиц, способных воспользоваться процедурой.

Неясно, в пределах какого срока с момента окончания исполнительного производства гражданин сохраняет право обратиться с заявлением о внесудебном банкротстве. Например, может ли должник заявить о банкротстве через год или более. В этом случае также встает вопрос о возможности квалифицировать действия должника как злоупотребление правом.

Для внесудебного банкротства не обязательно, чтобы должник был безработным

Порядок осуществления процедуры внесудебного банкротства

1. Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

При применении этого положения неизбежно возникнут сложности в части доказывания места пребывания гражданина. Вероятно, законодатель в данном случае руководствовался необходимостью обеспечить доступность банкротства для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы или принудительных работ.

При этом обжаловать возврат заявления из МФЦ можно лишь в арбитражном суде по месту жительства гражданина. В этой связи более логичным было бы отказаться от принципа территориальности при обращении за внесудебным банкротством, но законодатель решил иначе.

2. МФЦ в течение одного рабочего дня со дня получения заявления проверяет наличие сведений об исполнительных производствах в отношении должника.

3. Если сведения о должнике соответствуют установленным требованиям, МФЦ в течение трех рабочих дней включает данные о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). В реестре указывается информация о гражданине, кредиторах и размере их требований, а также наименование МФЦ, включившего сведения в ЕФРСБ.

Если сведения не соответствуют требованиям закона, МФЦ в течение трех рабочих дней возвращает гражданину его заявление с указанием причины возврата.

Повторно обратиться с заявлением в случае его возврата гражданин сможет лишь через месяц.

При подаче заявления о внесудебном банкротстве гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов.

При этом повторное обращение с заявлением о внесудебном банкротстве в случае прекращения или завершения первоначальной процедуры допускается лишь по истечении 10 лет. Понять, чем обусловлен столь длительный срок, особенно в динамичных условиях отечественной экономики, не представляется возможным. Для сравнения: в случае завершения процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве новое дело о банкротстве гражданина не может быть возбуждено по его заявлению в течение пяти лет1.

1

п. 2 ст. 213.30 Закона о банкротстве

Кроме того, гражданин может обратиться за внесудебным банкротством вскоре после судебного банкротства. Очевидно, законодатель не учел это обстоятельство в тексте закона. Но обратную ситуацию закон предусматривает, распространяя последствия судебного банкротства, установленные в ст. 213.30 Закона о банкротстве, на банкротство внесудебное.

Последствия включения сведений о банкротстве гражданина в ЕФРСБ

1. Со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в ЕФРСБ вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей.

Исключение составляют:

  • требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;
  • требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
  • виндикационные и негаторные требования;
  • требования о признании права собственности, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе не заявленные при подаче заявления.

Неясно, к чему последняя оговорка про требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, если есть общий императив о нераспространении моратория на не заявленные должником требования.

При этом в цитируемом пункте законодатель отчасти следует идее неучастия недобровольных кредиторов в конкурсе, не просто повышая их в очередности, а исключая распространение на них моратория.

2. Наступает срок исполнения обязательств, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина. Все указанные последствия касаются исключительно обязательств, на которые распространяется мораторий.

3. Не допускается направление исполнительных документов в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Все исполнительные документы могут быть направлены только в Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Это ограничение касается всех кредиторов.

4. Гражданин в течение процедуры внесудебного банкротства не имеет права совершать сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные обеспечительные сделки.

В целях обеспечения указанных ограничений МФЦ направляет копии уведомления о возбуждении процедуры внесудебного банкротства:

  • кредитным организациям, с которыми должник заключил договор банковского счета (вклада);
  • в суд общей юрисдикции;
  • соответствующему подразделению Федеральной службы судебных приставов по месту жительства должника;
  • уполномоченным органам.

Остается открытым вопрос, откуда МФЦ получит информацию об открытых счетах гражданина при условии, что соответствующих требований к заявлению о внесудебном банкротстве закон не содержит. Возможно, обязательность раскрытия таких сведений будет установлена формой заявления, предусмотренной в п. 3 ст. 223.2 Закона о банкротстве в обсуждаемой редакции, которую еще предстоит утвердить регулирующему органу. Стоит отметить, что в соответствии с общими правилами п. 3 ст. 213.4 Закона о банкротстве к заявлению гражданина должны прилагаться сведения о счетах заявителя в банках. Но эти требования не были распространены на внесудебное банкротство.

Права кредиторов

1. Кредиторы, указанные в заявлении должника, вправе направить в уполномоченные органы запрос о наличии зарегистрированного имущества или имущественных прав должника.

Это важная новелла, которая пока доступна только в процедуре внесудебного банкротства, хотя было бы полезно распространить ее и на банкротство по общим правилам, и не только физического лица. В настоящее время получение таких сведений в банкротстве опосредовано для кредиторов фигурой арбитражного управляющего.

2. Если в течение процедуры должник получит в собственность имущество либо его имущественное положение существенно изменится, что позволит полностью или в значительной части исполнить обязательства перед кредиторами, гражданин обязан в течение пяти рабочих дней уведомить об этом МФЦ. МФЦ не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления включит в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства.

3. В период процедуры внесудебного банкротства кредиторы, не указанные должником в заявлении, вправе обратиться с заявлением о судебном банкротстве гражданина.

4. Аналогичным правом обладают кредиторы, указанные в заявлении, если:

  • задолженность перед ними указана не в полном объеме, что существенно влияет на соответствие гражданина требованиям к внесудебному банкротству;
  • обнаружено принадлежащее должнику имущество или имущественные права, подлежащие государственной регистрации или иному учету;
  • имеется вступившее в силу решение суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной.

Положительным моментом можно назвать то, что закон принимает как данность внеконкурсное оспаривание в нашем правопорядке. Но в остальном юридическая техника нормы вызывает вопросы. Что подразумевать под существенностью влияния на критерии внесудебного банкротства? Как соотносить положения указанного пункта об обнаружении имущества с положениями этой же статьи, которые позволяют прекратить процедуру внесудебного банкротства исходя из критериев существенности изменения имущественного положения должника? Возникает ощущение, что концепция законопроекта основана на смешении подходов NINA (no income, no asset — нет дохода, нет активов) и LILA (low income, low asset — низкий доход, мало активов), известных некоторым зарубежным правопорядкам. Это не может не вызвать разночтений у правоприменителя.

Последствия завершения процедуры внесудебного банкротства

1. По истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ процедура завершается. При этом гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных в заявлении о банкротстве.

2. Задолженность гражданина перед кредиторами, указанными в заявлении о банкротстве, признается безнадежной. Зачем законодателю понадобилось вводить в закон новое, не свойственное ему понятие вместо того, чтобы воспользоваться привычным для банкротства гражданина «освобождением от задолженности», — очередной вопрос к юридической технике проекта.

3. Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, не указанные в заявлении о банкротстве. При этом также применяются общие правила о неосвобождении, установленные ст. 213.28 Закона о банкротстве и относимые к внесудебному банкротству.

4. Если в заявлении о банкротстве указана заниженная сумма требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере суммы, указанной в заявлении. Если в заявлении указана бо́льшая сумма требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств в размере действительной суммы задолженности.

Это правило также может вызвать вопросы на практике. К примеру, как квалифицировать ситуацию, когда должник, находясь в споре с кредитором, при подаче заявления в МФЦ указывает задолженность с запасом?

В целом, несмотря на все недостатки юридической техники, появление внесудебного банкротства граждан является своевременным шагом для нашего правопорядка.