ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
1
Январь 2022года
Власть
Торги

Торги в банкротстве прошли с нарушениями. Когда поможет жалоба в ФАС

Анна Байдакова, главный юрист юридической компании «ЮКО»

Кредиторы должника, победители торгов или их участники часто остаются недовольны результатами торгов по итогам банкротства. Есть два пути обжаловать результаты торгов: в суде или в Федеральной антимонопольной службе. Второй путь эффективен не для всех нарушений, но он часто короче и проще. В любом случае жалоба в ФАС не препятствует потом обжаловать торги в судебном порядке. Разберем, когда имеет смысл обжаловать торги в антимонопольной службе.

Кто вправе обжаловать результаты торгов

С жалобой на результаты проведения торгов или нарушения организатора торгов могут обращаться лица, чьи права и интересы оказались нарушены (ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее — Закон о защите конкуренции). Заявителем может быть только заинтересованное в результатах торгов лицо, поэтому субъектный состав ограничен (п. 70 постановления Пленума ВС от 17.11.2015 № 50, п. 1 информационного письма Президиума ВАС от 22.12.2005 № 101). Для торгов в процедурах банкротства заинтересованным лицом может выступать конкурсный кредитор должника (определение ВС от 24.01.2019 по делу № А40-174619/2014). Суды определяют наличие интереса у конкурсного кредитора для оспаривания результатов торгов в ситуации, когда конкурсной массы с учетом денежных средств, полученных по результатам торгов, не хватает для полного погашения требований всех кредиторов одной с заявителем очереди удовлетворения. Оспаривание торгов по продаже имущества должника конкурсным кредитором в качестве заинтересованного лица осуществляется по общим основаниям ГК.

Таким образом, для оспаривания результатов торгов, проводимых в процедурах банкротства, в ФАС или суде важно доказать факт нарушения прав и законных интересов. То есть с жалобой может обратиться заинтересованное лицо, которое обоснует свой интерес в оспаривании торгов.

В какой срок можно обжаловать результаты торгов

ч. 4, 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

В Законе о защите конкуренции есть два срока для обращения с жалобой в антимонопольный орган: 10 дней и 3 месяца1. Чтобы определить, какой срок подходит, нужно узнать, заключен ли договор по итогам торгов. Если договор заключен до того, как заявитель обратился в ФАС с жалобой, у заявителя есть 10 дней, чтобы оспорить торги. Если информации о заключенном договоре нет — три месяца.

Для обжалования важна также дата размещения результатов торгов на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве2. От даты публикации результатов торгов в ЕФРСБ и будет отсчитываться необходимый для подачи жалобы срок.

Для оспаривания результатов торгов в судебном порядке срок составляет один год3. К спорам о признании банкротных торгов недействительными применяются правила главы III.1 Закона о банкротстве об оспаривании сделок должника4.

п. 71 постановления Пленума ВС от 17.11.2015 № 50 
п. 18 постановления Пленума ВАС от 23.12.2010 № 63 

Условия для оспаривания торгов в антимонопольном органе

В процедурах банкротства конкурсный управляющий часто выступает организатором торгов5. Поэтому с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего в ходе проведения торгов можно обращаться в антимонопольный орган6.

п. 16 ст. 110 Закона о банкротстве

письмо ФАС от 30.06.2016 № РП/44252/16

ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции;
п. 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом ВС 16.03.2016)

письмо ФАС от 30.06.2016 № РП/44252/16

решение Орловского УФАС от 01.04.2021 по делу № 057/10/18.1–189/2021

ФАС рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов7.

Подавать жалобу на действия (бездействие) при заключении договоров по результатам торгов имеет смысл, когда организатором торгов выступал конкурсный (внешний) управляющий. Такие жалобы рассматривает территориальный орган ФАС по месту нахождения конкурсного (внешнего) управляющего8.

Проведение торгов заканчивается заключением договора. ФАС считает, что после этого восстановление нарушенных прав участников таких торгов возможно исключительно в судебном порядке9.

Таким образом, жаловаться в ФАС на действия (бездействие) организатора торгов при заключении договоров целесообразно, если организатором торгов был арбитражный управляющий и заключение договора нарушает требования ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. В других случаях эффективно защищать свои права в судебном порядке.

Какие нарушения можно обжаловать в антимонопольном органе

Для успешного обжалования торгов в антимонопольном органе нужно успеть обратиться с жалобой в сокращенный срок и подтвердить интерес заявителя в оспаривании. Свердловское УФАС указывает, что лицо, которое подавало заявку на участие в торгах, может обжаловать любые нарушения, совершенные организатором торгов при их организации и проведении. Другие лица могут обращаться с жалобой, если порядок размещения информации о проведении торгов, порядок подачи заявок на участие в торгах нарушает их права и интересы10. Таким образом, чтобы антимонопольная служба рассмотрела жалобу, нужно, чтобы нарушения касались порядка организации и процедуры проведения торгов, информационного обеспечения торгов или наличия иных препятствий в подаче заявок.

Рассмотрим самые распространенные нарушения организатора торгов, которые можно оспорить в ФАС.

В объявлении о проведении торгов нет необходимой информации. Антимонопольный орган установил в качестве нарушения процедуры торгов отсутствие в ЕФРСБ отчета об оценке имущества должника в условиях недостаточного объема информации о лоте в сообщении о продаже имущества11.

Другой территориальный орган указывает, что в нарушение ст. 110 Закона о банкротстве объявления о проведении торгов, опубликованные организатором торгов в официальном издании, содержат ссылку на то, что условия проведения торгов будут дополнительно опубликованы в ЕФРСБ и на электронной торговой площадке. В объявлениях, опубликованных в ЕФРСБ, не указан контактный телефон организатора торгов12.

УФАС установило, что не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства указание организатором торгов в составе сообщения о проведении торгов ссылок на нормативный акт, содержащий перечень документов, необходимых для включения в состав заявки. Антимонопольный орган считает, что необходимо указывать требования к конкретному перечню представляемых участниками торгов документов и их оформлению13.

В объявлении о проведении торгов есть технические ошибки и недостоверная информация. Техническая ошибка в объявлении о проведении торгов является нарушением ст. 110 Закона о банкротстве14.

Территориальный орган УФАС нашел нарушения со стороны организатора торгов. В объявлении о проведении торгов были некорректные реквизиты счета должника. Комиссия отклонила довод о том, что указанные нарушения фактически не повлекли за собой ущемление прав участников торгов. Это обстоятельство не освобождает организатора торгов от исполнения обязанностей, установленных Законом о банкротстве15.

Некорректное определение порядка ознакомления с лотом. Контролирующий орган отметил, что указание номера телефона для согласования осмотра имущества и получения документов ставит потенциальных участников торгов в зависимость от волеизъявления организатора торгов. Это не дает им гарантированной возможности ознакомиться с имуществом должника. Информации об имуществе недостаточно, поэтому такой порядок ознакомления ставит в преимущественное положение тех, кто осуществляет деятельность (проживает) по месту нахождения реализуемого имущества16.

Антимонопольный орган признает нарушением отсутствие в сообщениях о проведении торгов, размещенных в официальном издании и на сайте ЕФРСБ, порядка ознакомления с реализуемым имуществом17.

Необоснованный отказ в допуске к участию в торгах. Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, является исчерпывающим18. В практике антимонопольного органа определено, что установление дополнительных требований к составу представляемых на участие в торгах документов является не только необоснованным и не предусмотренным действующим законодательством, но и нецелесообразным. Это приводит к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, в частности к искусственному ограничению количества потенциальных участников19.

Заявитель обязан внести задаток до даты составления протокола об определении участников торгов20. Это правило не дает организатору торгов самовольно изменять (сокращать) срок, в течение которого может быть внесен задаток. Иное может повлечь нарушение прав потенциальных участников торгов21.

Список нарушений, с жалобами на которые можно обращаться в ФАС, не исчерпывающий. Для обращения с жалобой в антимонопольный орган в любом случае необходимо, чтобы все обстоятельства, которые указывает заявитель в качестве оснований, были непосредственно связаны с нарушением процедуры проведения торгов их организатором или порядка размещения информации о проведении торгов.

Оспаривание торгов в ФАС тормозит процедуру и часто мешает кредиторам


Эльвира Хасанова,
адвокат КА «Делькредере»

Оспаривание торгов в деле о банкротстве в Федеральной антимонопольной службе эффективно в первую очередь из-за сжатых сроков рассмотрения. Предметом жалобы могут стать только процедурные нарушения в проведении торгов, и жалоба в антимонопольный орган поможет их оперативно устранить. Антимонопольный орган рассматривает жалобы, как правило, в пределах месяца. Если жалоба признана обоснованной, то ФАС направляет конкурсному управляющему предписание об устранении нарушений.

Однако этим способом часто пользуются для того, чтобы препятствовать проведению торгов, так как на время рассмотрения жалобы торги приостанавливаются. Обжалование торгов в ФАС также может доставить неудобства заинтересованным кредиторам из-за территориальной подведомственности. Жалоба рассматривается по месту нахождения организатора торгов, то есть конкурсного управляющего, а его адрес регистрации часто не совпадает с регионом, где открыто банкротное дело.

На какие действия организатора торгов жаловаться нет смысла

Не любые действия (бездействие) организатора торгов, даже предусмотренные нормами Закона о банкротстве, будут являться нарушением прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Например, организатор торгов обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия должника не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов22. Однако ВС считает, что этот срок не применяется к продаже имущества должника посредством публичного предложения: иное приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов23. Эта позиция встречается и в практике антимонопольных органов24.

ФАС также не будет рассматривать жалобу, если она будет касаться гражданско-правовых споров хозяйствующих субъектов. Президиум ВАС указал, что антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке25.

Порядок рассмотрения жалоб антимонопольным органом, закрепленный в ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, не предусматривает возможности выявления в действиях лиц, участвующих в деле о банкротстве, факта взаимозависимости или заинтересованности по отношению друг к другу26.

Таким образом, чтобы обратиться с жалобой в антимонопольный орган для оспаривания результатов торгов, нужно:

  • найти нарушение процедуры проведения торгов;
  • подать заявление от заинтересованного лица. В торгах по итогам банкротных процедур заинтересованным лицом может быть конкурсный кредитор должника;
  • соблюсти срок на обжалование. Он составляет 10 дней, если договор по итогам торгов уже заключен, и 3 месяца, если договора еще нет.