ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2022года
Бизнес
Банкротство

Субсидиарная ответственность вне банкротства. Новая позиция ВС

Марат Хасанов, управляющий партнер Юридической группы «Парадигма», адвокат
Никита Миронов, специалист Юридической группы «Парадигма»

Кредитор вправе подать иск вне рамок дела о банкротстве, если узнает о наличии оснований для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности после завершения процедуры (п. 1 ст. 61.19 Закона о банкротстве). Ранее суды трактовали эту норму прямолинейно: заявитель должен был доказать наличие новых обстоятельств, неизвестных в рамках процедуры банкротства. Ситуация изменилась после того, как в июне 2021 года Верховный суд рассмотрел дело № А56-69618/2019. Рассмотрим, как кредиторам использовать эту позицию, чтобы привлечь контролирующих лиц к ответственности.

Фабула дела

Поставщик обратился в суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности группы контролирующих должника лиц. На момент обращения суд уже прекратил дело о банкротстве покупателя в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур. Поставщик являлся заявителем по делу о банкротстве и имел на руках судебный акт о взыскании с покупателя суммы долга.

Позиции нижестоящих судов

Суды трех инстанций пришли к выводу, что у поставщика нет права предъявлять иск о привлечении к ответственности контролирующих лиц вне рамок дела о банкротстве. Они исходили из буквального толкования п. 1 ст. 61.19 Закона о банкротстве и сослались на то, что поставщик не заявил о новых обстоятельствах, неизвестных ему до прекращения банкротного дела.

Позиция ВС

Верховный суд указал, что Закон о банкротстве не прекращает право кредитора на возмещение вреда, если тот знал об основаниях привлечения к субсидиарной ответственности, но не предъявил такой иск до прекращения дела. Суды неверно истолковали п. 1 ст. 61.19 Закона о банкротстве. По мнению коллегии, статья не исключает право на иск о привлечении к субсидиарной ответственности, даже если основания такого иска были известны заявителю до прекращения банкротного дела, но он не имел возможности подать соответствующее заявление в рамках процедуры1.

Комментарий

Анализ позиции ВС позволяет сделать вывод, что кредитор вправе подать иск о субсидиарной ответственности вне процедуры банкротства при наличии следующих обстоятельств:

  • дело о банкротстве прекращено из-за отсутствия средств для возмещения расходов на проведение процедуры;
  • у заявителя есть статус первого заявителя по делу о банкротстве и судебное решение о взыскании задолженности;
  • должник не исполняет решения суда, не принимает никаких мер к погашению задолженности и продолжает осуществлять хозяйственную деятельность.

Суды применяют новую позицию ВС даже в том случае, когда заявление о признании должника банкротом возвращено и процедура несостоятельности не вводилась. Но при недоказанности наличия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности в исковом производстве суды отказывают в пересмотре актов2.

Между тем в спорах по таким искам суды часто не учитывают презумпцию вины контролирующих лиц и возлагают бремя доказывания на заявителя. Как результат — отказные решения, которые приходится оспаривать в вышестоящих судах.

Последующая практика судов

1. Кредитор обратился в суд с иском о привлечении контролирующих лиц по обязательствам общества после прекращения дела о банкротстве. Руководителей общества найти не удалось. По заявлению кредиторов было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в отношении неустановленных лиц. Первая и апелляционная инстанции отказали в иске, поскольку не усмотрели оснований для привлечения руководителя к ответственности. В кассации заявитель смог добиться отмены актов нижестоящих судов, сославшись в том числе на новую позицию ВС3.

2. Взыскатель обратился в суд с иском о привлечении контролирующего лица к ответственности после прекращения дела о банкротстве должника в связи с отсутствием средств на реализацию соответствующих процедур. Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь п. 1 ст. 61.19 Закона о банкротстве, отказали в удовлетворении иска. Суды исходили из того, что обстоятельства, выступившие основаниями для привлечения контролирующего лица к ответственности, уже были известны истцу до прекращения производства по банкротному делу. Суд округа отменил судебные акты, сославшись на позицию ВС в деле № А56-69618/20194.

Основания для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

Верховный суд определил ряд критериев, которые позволяют установить причинно-следственную связь между действиями контролирующих лиц и банкротством должника.

1. Наличие у ответчика возможности оказывать существенное влияние на деятельность должника (что исключает из круга потенциальных ответчиков рядовых сотрудников, менеджмент среднего звена, миноритарных акционеров и т. д., при условии что формальный статус этих лиц соответствует их роли и выполняемым функциям).

2. Реализация ответчиком соответствующих полномочий привела (ведет) к негативным для должника и его кредиторов последствиям.

3. Масштаб негативных последствий соотносится с масштабами деятельности должника, то есть способен кардинально изменить структуру его имущества в качественно иное — банкротное — состояние (при этом основаниями для субсидиарной ответственности не являются действия по совершению хоть и невыгодных, но несущественных по своим размерам и последствиям для должника сделок).

4. Ответчик является инициатором такого поведения и (или) потенциальным выгодоприобретателем возникших в связи с этим негативных последствий5.

В 2021 году суды чаще всего привлекали контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в исковом производстве по ст. 61.11 Закона о банкротстве за ненадлежащее ведение налоговой отчетности, сокрытие имущества или значимых документов от ФНС.

Также частым основанием для привлечения к ответственности выступает несвоевременная подача или неподача заявления о банкротстве6. Эта норма применяется реже: при доказывании проблематично установить дату возникновения обязанности контролирующих лиц обратиться с соответствующим заявлением в суд. Случаи возникновения такой обязанности поименованы в ст. 9 Закона о банкротстве, но этот перечень является открытым, а указанные в нем критерии достаточно сложно обосновать и доказать.

ст. 61.12 Закона о банкротстве

Даже с учетом разъяснений Верховного суда, нацеленных на отступление от формального подхода к признаку неплатежеспособности и вводящих понятие «объективное банкротство», тема остается дискуссионной7.

Сроки привлечения контролирующих лиц к ответственности в исковом порядке

Процедура внебанкротного привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности состоит из нескольких этапов.

Первый этап — от одного до трех месяцев.

Взыскатель получил решение суда о взыскании с должника денежных средств, решение вступает в силу, а должник не исполняет решение суда или уклоняется от взыскания по выданному в соответствии с решением исполнительному листу, ведет хозяйственную деятельность.

Второй этап — от одного до трех месяцев.

Взыскатель инициирует возбуждение дела о банкротстве должника, суд проверяет обоснованность заявления о признании должника банкротом и устанавливает факт отсутствия у должника средств на финансирование процедуры несостоятельности.

Третий этап — от трех месяцев до полутора лет.

Взыскатель подает иск о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, суд рассматривает заявление и выносит решение. Если дело будет рассмотрено в пользу взыскателя, суд изготовит исполнительный лист.

Таким образом, общий срок реализации механизма привлечения к субсидиарной ответственности в исковом производстве может составить от пяти месяцев до двух лет.